vova1978 (vova1978) wrote,
vova1978
vova1978

Categories:

Теория экономических столиц 4 статья

Современное состояние экономики по теории «Экономических столиц»

Аннотация. В статье рассказано проблемы влияния современного состояния развития науки и техники на возможность применения теории «Экономических столиц». Описывается начало действия законов теории и окончания их действия. Приводятся доказательства о невозможности существования капитализма. Как общественно-экономической фармации в связи с усилением частоты возникновения экономических кризисов и усугубления их последствий.
Ключевые слова: мировая экономика, экономическая столица мира, капитализм, будущее.

Вступление. Теория экономических столиц [1, 2] в основном рассматривает изменения экономического развития той или иной страны в исторической ретроспективе. Сделаны предположения на будущее [3]. Но остается проблема применения данной теории при описании и планировании существующей ситуации в экономике той или иной страны. При этом существует ряд проблем, описание которых и является целью данного исследования. Описывая исторически сложившиеся экономические столицы мира и/или региона, мы пришли к выводу, что основной причиной возникновения экономической столицы являются транспортные развязки и возможность купить/продать тот или иной товар именно в этом городе. Развитие транспортного сообщения и коммуникаций, так или иначе, должно было повлиять на данный процесс. Как же это повлияло на современное состояние экономики? На сколько жизнеспособна данная теория экономики?
Результаты исследований.
Развитие коммуникаций. Развитие телефонной сети и сети Интернет дало возможность управляющим и хозяевам компаний управлять предприятиями, разбросанными по всему миру. Развитие широкой сети ТНК стало возможным благодаря именно этому факту. Расширилось также система банковского обеспечения торговых и финансовых операций, стала возможной продажа и покупка акций с помощью сети Интернет. Что же изменилось для теории «Экономических столиц»?
Улучшение системы управления крупными компаниями по всему миру только ускорило перевод производства из одной страны в другую. Это повлечет за собой убыстрение времени переноса экономической столицы мира из одного города в другой. Перевод экономической столицы мира будет сопровождаться экономическими катаклизмами, что делает современное состояние экономики еще более неустойчивым. Возможность покупки/продажи товаров через Интернет не отменяет личной встречи. Крупные пакеты акций и товаров продаются по личной договоренности, что требует места проведения переговоров. Показ новых видов товара требует выставок. Которые проводятся в экономически развитых городах, что также способствует наличию единого экономического центра.
Развитие транспортного сообщения. Увеличение скорости перевозки и объема перевозимых грузов в свою очередь также отразилось на экономических столицах региона. Возможность довести товар непосредственно к «воротам» покупателя при более высокой скорости доставки по сравнению с железнодорожным транспортом дало резкий толчок к развитию автомобильного транспорта, даже, несмотря на некоторое возможное повышение себестоимости доставки. Но в конечном итоге это повлияло только на экономические столицы меньшего масштаба. В общемировой торговле наиболее выгодным был и остается морской транспорт. Наличие определенных путей плавания кораблей, «узких мест» (Малаккский пролив, Гибралтарский пролив), необходимость наличия портовых сооружений и экономической нецелесообразности их использования только для одной фирмы – все это существенно влияет на наличие экономической столицы большего масштаба. Что, в свою очередь, влияет и на возникновение экономической столицы мира.
Увеличение роли науки в производстве. На данном этапе развития системы производства все большую роль приобретает Научно-технический прогресс. Обеспечение «авторских прав», продажа лицензий на производство того или иного вида продукции, существование «брендов» - все это дает возможность фирмам и странам не производя товар получать крупные прибыли. Это все и дало возможность объявить о переходе ряда стран в «постиндустриализм». Но так ли это на самом деле? Мы уже упоминали [ ], что «постиндустриализм» является частным случаем «банковского капитализма». На первом этапе будущие промышленные фирмы и страны пользуются лицензиями на выпуск того или иного вида продукции. Со временем сами начинают производить оригинальные виды продукции, иногда даже превосходящие продукты фирм-доноров. Например, фирмы «Toyota Motor Corporation» и «BMW AG».
Перевод производства в экономические регионы способствует крупных фирм-производителей, также, возникновению там и местных фирм. Благодаря более низкой себестоимости выпускаемой продукции и более низкой цены реализации (нет увеличения цены за счет «бренда») обеспечивает экономический рост данных фирм. В дальнейшем, они покупают лицензии на производство все более новых аналогов, потом сами начинают заниматься разработкой новых видов продукции. Со временем такие «местные фирмы» обгоняют производителей ранее развитых экономических стран, часто приобретают разорившиеся фирмы в свою империю («BMW AG» купил компанию «Rolls-Royce Motor Cars Ltd», компания «Geely Automobile Holdings Limited» купила компанию «Volvo Personvagnar AB»). Так что научно-технический прогресс только замедляет переход стран «банковского капитализма» в «торговый» и усложняет процесс возникновения новой экономической столицы мира.
Развитие роботизации и компьютеризации производства. Широкое применение роботов и станков с числовым программным управлением способствует снижению требований к качеству трудовых ресурсов с точки зрения образования. Это способствует облегчению открытия производств в экономических регионах, где большинство населения составляют низко квалифицированные работники. Это будет способствовать увеличению скорости перехода экономической столицы мира в регионы.
Увеличение сложности производимых товаров. Миниатюризация микросхем и широкое применение данных микросхем и программного обеспечения в многих товарах способствует усложнению процесса ремонта. Ситуации, когда легче полностью заменить поломанный блок, чем его отремонтировать. Причем замену блока необходимо проводить только в специализированных мастерских. Следовательно, уменьшается количество специализированных мастерских, уменьшается вероятность возникновения новых фирм из мастерских («Honda Motor Co., Ltd.»). Отсюда, ускоряется процесс перехода страны из «промышленного капитализма» в «банковский».
Общее развитие мировой торговли. Возможность покупать или производить продукцию за пределами страны способствует деградации отдельных регионов в данной стране. К примеру, в общем развитых США имеется депрессивный регион – Детройт, который ранее был крупным промышленным центром по производству автомобилей. Описание экономической и социальной жизни в данном городе полностью совпадает с характеристиками стран «торгового капитализма». Это говорит о все большем разграничении экономически развитых регионов и неразвитых даже в пределах одной отдельно взятой страны. Это еще более усложняет процессы планирования экономики, ускоряет процесс социального расслоения граждан, увеличивает вероятность экономических катаклизмов.
Усиление роли СМИ. Увеличение роли средств массовой информации на современном этапе способствует созданию неправдивой «картинки мира». Разобраться в которой неспециалисту очень тяжело. Пропагандирование западного образа жизни, затушевание экономических проблем США и прочих развитых стран, затушевание экономической роли Китая и прочих стран новых индустриальных стран, неясность в политической, военной и экономической картинках мира – все это способствует долгому процессу перехода экономической столицы мари в другой регион. К примеру, функции экономической столицы мира из Нью-Йорка начали переходить на побережье Тихого океана (Азиатского или Американского в штат Калифорния) еще после нефтяного кризиса 1973 года. И этот процесс все еще продолжается. По все производственным признакам в США имеется «банковский капитализм», но деньги продолжают течь в страну, как будто США имеет экономическую столицу мира. Следствие – процесс перехода экономической столицы мира затянулся, что способствует непрекращаюмуся экономическому кризису в мировом масштабе все это время. И это же способствует все большему падению уровня экономики.
Дальнейшее развитие акционерных обществ. Процесс эволюции акционерных обществ приводит к тому, что уже не всегда даже правительственные круги могут дать четкий ответ, кто является фактическим владельцем того или иного акционерного общества. Стремление минимизировать риски при банкротстве, увеличить объем акционерного капитала, средство борьбы с антимонопольным законодательством, специализация отдельных производственных подразделений на выпуске конкретного вида продукции – все это причины дальнейшего дробления акционерных обществ при непосредственном управлении «материнской» компании. Но иногда даже эту материнскую компанию трудно вычленить, так как компании входящие в конгломерат взаимно друг от друга зависят (конгломерат «Mitsubishi Group»). Продажа отдельных убыточных или недостаточно прибыльных подразделений с правом пользования торговой маркой еще более запутывает как простых покупателей продукции, так и специалистов. К примеру легковые автомобили Volvo выпускает компания, принадлежащая холдингу «Geely Automobile Holdings Limited», а грузовые так же и остались в фирме «Aktiebolaget Volvo», которая к тому же выпускает и грузовики Рено (компания «Renault Trucks». Разобраться во всех этих перипетиях тяжело, к тому же легковые автомобили выпускаются в мире как под разными марками (автомобили Daewoo в России и на Украине плохо продавались, поменяли их название на Chevrolet так сразу стали лучше продаваться – американские машины, хотя так и выпускаются в Южной Корее)., так и на базе одного шасси. Все это удлиняет непосредственный процесс перехода всех функций экономической столицы мира в другой город.
То есть современное состояние развития науки, техники способствует увеличению скорости перехода непосредственных функций экономической столицы мира в другой город, но замедляет процесс полного перехода. Это все более увеличивает время нахождения мировой экономики в переходном состоянии, характеризующимся частыми возникновения экономических кризисов. Появляется районирование страны на экономически развитые регионы и экономически депрессивные. Усиливается вероятность возникновения локальных и мировых войн, связанных с процессом перехода экономической столицы мира, усиливается и частота их возникновения, связанная с уменьшением времени нахождения экономической столицы мира в одном регионе. Стремление мировых производителей максимизировать прибыли способствует увеличению на производстве низко квалифицированных трудовых ресурсов, что в свою очередь уменьшает спрос на образованных людей. Как следствие, падает качество образования во всех без исключения странах мира, замедляется научно-технический прогресс. Усиление роли экономической зависимости одних стран мира от других делает нецелесообразным присоединение отдельных стран и регионов к экономически сильной стране. Но страна, получившая «промышленный капитализм» выйдет из экономической зависимости очень просто (пример Японии середины и конца ХХ века).
Единственным выходом из данной ситуации было б объединение всех стран мира, экономическое планирование размещение производства, усиление роли государства в экономике с целью уравнивания экономики отдельных регионов. Это смог сделать Советский Союз, но не сможет сделать современный мир. Объединить мир не получится добровольно, так как нет желания развитым странам объединяться с экономически бедными. Не объединится и военным путем – зачем, если дешевле сделать страну экономически зависимой. К тому же быстрый переход экономической столицы мира не даст времени полностью поглотить захваченную страну. Наличие оружия массового поражения, возможность террористических акций – все это делает военный путь объединения невозможным.
Усиление роли государства в планировании и управлении процессами в экономике современном господстве либеральной теории экономики невозможно в принципе.
Возможно, единственным вариантом изменения ситуации послужила бы вероятность изменить мир после грядущей мировой войны из-за перехода экономической столицы мира на принципах социализма/коммунизма/… . Как это стало возможным в России после Первой мировой войны. И тогда теория Экономических столиц прекратит свое существование ввиду невозможности описывать экономические процессы в единой стране с равными в экономическом смысле регионами. Но она возродится в описании экономических процессов в галактическом масштабе, при возможном установлении торговых связей между звездными системами, будь то земные или внеземные поселения.
Ведь какие признаки применения теории экономических столиц в описании экономических процессов: дальность расстояний с низкий скоростью сообщений, резкое разграничение в экономической жизни (производительных силах и производственных отношениях, предпочитаемых товарах и разница в мировоззрениях), отсутствия возможности оперативно управлять отдаленными регионами. Все это к началу 21 века исчезло, но все это появится при космической экспансии человека.
Вывод. Дальнейшее существование капитализма как общественно-экономической фармации чревато усилением частоты возникновения экономических кризисов и усугубления их последствий из-за меньшего времени нахождения экономической столицы мира в одном городе и более продолжительным процессом непосредственного перехода. Наличие оружия массового поражения и возможной мировой войны, связанной с процессом перехода экономической столицы мира делает вероятным вымирание человечества.
Единственным выходом в данной ситуации было б объединение мира с одинаковым уровнем экономики всех без исключения регионов благодаря развитым средствам транспортного сообщения и коммуникаций, примерно одинаковым мировоззрениям людей.
Список использованной литературы:
1. Мовчан В.А. Теория экономических столиц.// Экономикс. - 2013. - № 2. - с. 63-75 (Интернет ресурс http://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-ekonomicheskih-stolits)
2. Мовчан В.А. История Средиземноморья в контексте теории экономических столиц // Экономикс – 2013. № 1 – с. 55-68 ( Интернет ресурс http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-sredizemnomorya-v-kontekste-teorii-ekonomicheskih-stolits)
3. Мовчан В.А. Будущее мировой экономики по теории экономических столиц// Экономикс – 2013. № 3 – с 99-106 ( Интернет ресурс http://cyberleninka.ru/article/n/buduschee-mirovoy-ekonomiki-po-teorii-ekonomicheskih-stolits)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment